Главная
Регистрация
Вход
Четверг
24.07.2025
15:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории Лапоноговой М.В.

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Внеурочные занятия 5 класс МУЗЕЕВЕДЕНИЕ 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Принято                                                                         Утверждаю

методическим объединением                                      директор школы

учителей межпредметного цикла                               ____________Е.М.Зозуля

Протокол №____от________                                      Приказ № ____ от _______

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука музееведения»

5 класс

2015 – 2016 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Составитель:

                        М.В.Лапоногова,

                                 учитель истории

                                                                 

 

 

 

п. Октябрьский

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музей – словно огромная книга, в которую можно войти.

Хорхе Бланко

Программа по внеурочной деятельности  “Азбука музееведения” является модифицированной. Она составлена на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.

Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области музееведения, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям.

Программа «Азбука музееведения» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 5 класса в течение одного года обучения в объёме 35 часов (1 час в неделю).

Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы,  расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, изобразительного искусства, литературы и др.  Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, экскурсию, исследовательский проект), школьник тем самым раскрывает свои способности, самореализуется  в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Освоение программы позволит учащимся получить социальный опыт деятельности и начальные навыки музейного дела.

Направленность программы:  духовно-нравственная.

Актуальность данной программы заключается в том,  что  для развития, обучения и духовно-нравственного  воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.  Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована  только, если  она знает свои истоки, историю и культуру.

Цель программы:

-получить обучающимися опыт деятельности в области музейного дела в реальных и модельных условиях,

-сформировать представление о музее как социо-культурном институте, его социальных функциях, истории становления и развития музеев, об основных направлениях деятельности современных музеев.

Задачи программы:

-  познакомить учащихся с историей музейного дела, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образова­тельной и экспозиционной работой музея);

-    сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях

-    развить первичные практические навыки музейной работы;

-    побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;

- способствовать расширению кругозора школьников и социализации младших подростков.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

 

Личностные универсальные учебные действия

      У обучающегося будет формироваться:

 - чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

 -   интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

      Обучающийся научится:

-   планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

-   заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

-   различать способ и результат действия;

-   вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

      Обучающийся научится:

-   ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

-   составлять план поисково-исследовательского проекта;

-   находить и обрабатывать информацию;

-   анализировать объекты, выделять главное;

-   заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

-   проектировать простую экспозицию;

-   комплектовать материал для выставки;

-   составлять текст экскурсии к выставке;

-   ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

-   оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи;

  Коммуникативные универсальные учебные действия

     Обучающийся научится:

-   описывать конкретные экспонаты и события;

-   правильно задавать вопросы респондентам;

-   договариваться, приходить к общему решению;

-   работать в группе;

-   высказывать суждения, аргументировать

 

Формы и методы проведения занятий:

-   проведение викторин на знания понятий и терминов музееведения;

-   экскурсии в музеи, архив;

-   поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

-   просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

-   проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);

-   разработка и проведение мини-экскурсии  по выставке;

-   участие в конкурсе краеведческого музея;

-   работа в библиотеке, архиве;

-   встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

-   подготовка сообщений, презентационных материалов.

 

Методы обучения:

Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение музейных предметов), письменными и вещественными источниками из музейного фонда, архива;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом

 

Перечень оборудования в кабинете для реализации  программы:

  1. Учительский ноутбук
  2. Мультимедиапроектор
  3. Интерактивная доска
  4. Интернет.
  5.  DVD проигрыватель
  6.  Диски

 

Учебно-тематический план

№п/п

Темы

Количество часов

 

 

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

1

1

2

Что такое музей? Роль музея в жизни челове­ка.

3

1

2

3

Музейный предмет, как первоисточник

2

1

1

4

Основные виды музеев в РФ

2

1

1

5

Музеи мира: история и

современность.

4

2

2

6

Музеи России: история и современность.

4

2

2

7

Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов

3

1

2

8

Музеи,  как современные научные и поисково – исследовательские центры.

3

1

2

9

Архивы. Деятельность и принципы работы.

2

 

2

10

Музейная экспозиция.

2

1

1

11

Особенности выставочной деятельности музеев

2

1

1

12

Культурно-образовательная деятельность музея.

3

1

2

13

Зачет. Защита индивидуальных  проектов (краеведение, этнография)

2

 

2

14

Итоговое занятие. Рефлексия

1

 

1

 

Итого

35

13

22

 

 

Содержание курса
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. (2 ч)

Цели и задачи занятий по программе «Азбука музееведения». Основные  понятия и термины музееведения (музей, вер­нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат,  и др.).

Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминами музей­ного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».

2.Что такое музей? Роль музея в жизни челове­ка. (3 ч)
Этимология слова «музей».  Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краевед­ческий музей города;

3. Музейный предмет, как первоисточник. (2 ч)

Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная,

эстетическая ценность музейного предмета.

Классификация музейных предметов. Основные типы источников – вещевые, письменные.

Практическая работа: составление классификатора музейных предметов по итогам экскурсии.

4.Основные виды музеев в РФ. (2 ч)
Клас­сификация музеев в Российской Федерации. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музей. Музей-квартира.

Практическая работа: работа в группах: работа с интернет-ресурсами, подготовка сообщений (Музей-монастырь, музей-храм, музей-заповедник, музей-панорама.)

5.Музеи мира: история и современность.  (4 ч)
Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол­лекционирование). Каби­неты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII – XXвв. Музеи и картинные галереи Вели­кобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: виртуальные видео-экскурсии по музеям мира; прое­ктная работа в группах — презентационное сообщение по плану об одном из известных зарубежных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, место расположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции, экспонаты)

6.Музеи России: история и современность. (4 ч)

Древнерусские собрания в храмах и монастырях. Появление первых музеев в России. Оружейная палата Московского кремля – древнейший русский музей. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч­ных учреждений («Музеум» Горного института в Петербурге, Ботанический («гербарий») музей Московского университета). Коллекционирование и музеи в России XVIII – XX вв.

Практическая работа: виртуальные видео-экскурсии по музеям России; прое­ктная работа в группах — презентационное сообщение по плану об одном из известных отечественных  музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, место расположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции и экспонаты.).
7.Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов.  (3 ч)

Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции:  характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Практическая работа: знакомство с фондами  краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея, методика заполнение анкеты респондента. Работа с музейными определителями, научной и справочной литературой (описание коллекции минералов). Составление плана поисково-собирательской деятельности.  Домашнее задание: сбор информации для индивидуального проекта (краеведение).

8.Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры. (3 ч)
Основные направления научно-исследова­тельской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исто­рических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных).  Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и  поисковой  деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Практическая работа: продолжение работы над проектом, выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции музея, в архиве и т. д.), овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке,  встречи с участниками истори­ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск  и сбор экспонатов).
9. Архивы. Деятельность и принципы работы.  (2 ч)

Деятельность и принципы архивной работы. Архивирование документов. Поиск информации в архиве. Составление запроса. Обработка и анализ полученной информации.

Практическая работа: Занятие проводится в городском архиве,  рассматриваются принципы работы с письменными источниками. Составление запроса на поиск необходимой информации по проекту. Обработка информации.

10. Музейная экспозиция. (2 ч)

Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов.

Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки.

Практическая работа: проектирование экспозиции.

11.Особенности выставочной деятельности музеев. (2 ч)

Структура, содержание, этапы создания, основные элементы выставок. Задачи и функции выставки. Классификация выставок. Основные требования к проведению выставок. Организация выставок в краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). Музеи, выставки, галереи в Самаре. Самара космическая, музейно-выставочный комплекс.

Практическая работа: проектирование выставки; комплектование и обработка материалов для выставки, расстановка экспонатов, написание этикеток.

12.Культурно-образовательная деятельность музея. (3 ч)

Роль культурно – просветительской  работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при  проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.

Практическая работа: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к выставке. Обзорная экскурсия по городу.

13.Зачет. Защита проектов. (2 ч)
14. Итоговое занятие. Рефлексия. (1 ч)

Источники

1.Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Литература

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения. 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.

2.Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
3.Исследовательская практика школьников в профильном обу­чении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
4.Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.
5.Краткий словарь музейных терминов. М., 1983.

6.Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
7.Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.

8.Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела. / Б. А. Сто­ляров, Н. Д.Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
9.Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.

10.Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
11.Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юрене­ва. — М., 2003.

 

 

Электронные ресурсы

 

1.Виртуальные музеи и галереи мира http://www.ph4.ru/virtur

2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/

3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/

4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru

5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp

6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp

7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html

8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/

9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1

10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/

11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/

12.Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/

13.Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/

 

 

 

 

 

 


Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025