Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Принято Утверждаю
методическим объединением директор школы
учителей межпредметного цикла ____________Е.М.Зозуля
Протокол №____от________ Приказ № ____ от _______
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Азбука музееведения»
5 класс
2015 – 2016 учебный год
Составитель:
М.В.Лапоногова,
учитель истории
п. Октябрьский
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музей – словно огромная книга, в которую можно войти.
Хорхе Бланко
Программа по внеурочной деятельности “Азбука музееведения” является модифицированной. Она составлена на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.
Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области музееведения, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям.
Программа «Азбука музееведения» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 5 класса в течение одного года обучения в объёме 35 часов (1 час в неделю).
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, изобразительного искусства, литературы и др. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, экскурсию, исследовательский проект), школьник тем самым раскрывает свои способности, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Освоение программы позволит учащимся получить социальный опыт деятельности и начальные навыки музейного дела.
Направленность программы: духовно-нравственная.
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и духовно-нравственного воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Цель программы:
-получить обучающимися опыт деятельности в области музейного дела в реальных и модельных условиях,
-сформировать представление о музее как социо-культурном институте, его социальных функциях, истории становления и развития музеев, об основных направлениях деятельности современных музеев.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с историей музейного дела, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;
- способствовать расширению кругозора школьников и социализации младших подростков.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будет формироваться:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии к выставке;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- описывать конкретные экспонаты и события;
- правильно задавать вопросы респондентам;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать
Формы и методы проведения занятий:
- проведение викторин на знания понятий и терминов музееведения;
- экскурсии в музеи, архив;
- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);
- разработка и проведение мини-экскурсии по выставке;
- участие в конкурсе краеведческого музея;
- работа в библиотеке, архиве;
- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
- подготовка сообщений, презентационных материалов.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение музейных предметов), письменными и вещественными источниками из музейного фонда, архива;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом
Перечень оборудования в кабинете для реализации программы:
- Учительский ноутбук
- Мультимедиапроектор
- Интерактивная доска
- Интернет.
- DVD проигрыватель
- Диски
Учебно-тематический план
№п/п |
Темы |
Количество часов |
||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения |
2 |
1 |
1 |
2 |
Что такое музей? Роль музея в жизни человека. |
3 |
1 |
2 |
3 |
Музейный предмет, как первоисточник |
2 |
1 |
1 |
4 |
Основные виды музеев в РФ |
2 |
1 |
1 |
5 |
Музеи мира: история и современность. |
4 |
2 |
2 |
6 |
Музеи России: история и современность. |
4 |
2 |
2 |
7 |
Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов |
3 |
1 |
2 |
8 |
Музеи, как современные научные и поисково – исследовательские центры. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Архивы. Деятельность и принципы работы. |
2 |
|
2 |
10 |
Музейная экспозиция. |
2 |
1 |
1 |
11 |
Особенности выставочной деятельности музеев |
2 |
1 |
1 |
12 |
Культурно-образовательная деятельность музея. |
3 |
1 |
2 |
13 |
Зачет. Защита индивидуальных проектов (краеведение, этнография) |
2 |
|
2 |
14 |
Итоговое занятие. Рефлексия |
1 |
|
1 |
|
Итого |
35 |
13 |
22 |
Содержание курса
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. (2 ч)
Цели и задачи занятий по программе «Азбука музееведения». Основные понятия и термины музееведения (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др.).
Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминами музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».
2.Что такое музей? Роль музея в жизни человека. (3 ч)
Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей города;
3. Музейный предмет, как первоисточник. (2 ч)
Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная,
эстетическая ценность музейного предмета.
Классификация музейных предметов. Основные типы источников – вещевые, письменные.
Практическая работа: составление классификатора музейных предметов по итогам экскурсии.
4.Основные виды музеев в РФ. (2 ч)
Классификация музеев в Российской Федерации. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музей. Музей-квартира.
Практическая работа: работа в группах: работа с интернет-ресурсами, подготовка сообщений (Музей-монастырь, музей-храм, музей-заповедник, музей-панорама.)
5.Музеи мира: история и современность. (4 ч)
Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII – XXвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: виртуальные видео-экскурсии по музеям мира; проектная работа в группах — презентационное сообщение по плану об одном из известных зарубежных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, место расположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции, экспонаты)
6.Музеи России: история и современность. (4 ч)
Древнерусские собрания в храмах и монастырях. Появление первых музеев в России. Оружейная палата Московского кремля – древнейший русский музей. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений («Музеум» Горного института в Петербурге, Ботанический («гербарий») музей Московского университета). Коллекционирование и музеи в России XVIII – XX вв.
Практическая работа: виртуальные видео-экскурсии по музеям России; проектная работа в группах — презентационное сообщение по плану об одном из известных отечественных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, место расположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции и экспонаты.).
7.Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов. (3 ч)
Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Практическая работа: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея, методика заполнение анкеты респондента. Работа с музейными определителями, научной и справочной литературой (описание коллекции минералов). Составление плана поисково-собирательской деятельности. Домашнее задание: сбор информации для индивидуального проекта (краеведение).
8.Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры. (3 ч)
Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Практическая работа: продолжение работы над проектом, выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции музея, в архиве и т. д.), овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
9. Архивы. Деятельность и принципы работы. (2 ч)
Деятельность и принципы архивной работы. Архивирование документов. Поиск информации в архиве. Составление запроса. Обработка и анализ полученной информации.
Практическая работа: Занятие проводится в городском архиве, рассматриваются принципы работы с письменными источниками. Составление запроса на поиск необходимой информации по проекту. Обработка информации.
10. Музейная экспозиция. (2 ч)
Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов.
Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки.
Практическая работа: проектирование экспозиции.
11.Особенности выставочной деятельности музеев. (2 ч)
Структура, содержание, этапы создания, основные элементы выставок. Задачи и функции выставки. Классификация выставок. Основные требования к проведению выставок. Организация выставок в краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). Музеи, выставки, галереи в Самаре. Самара космическая, музейно-выставочный комплекс.
Практическая работа: проектирование выставки; комплектование и обработка материалов для выставки, расстановка экспонатов, написание этикеток.
12.Культурно-образовательная деятельность музея. (3 ч)
Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.
Практическая работа: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к выставке. Обзорная экскурсия по городу.
13.Зачет. Защита проектов. (2 ч)
14. Итоговое занятие. Рефлексия. (1 ч)
Источники
1.Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Литература
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения. 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.
2.Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
3.Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
4.Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.
5.Краткий словарь музейных терминов. М., 1983.
6.Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
7.Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
8.Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела. / Б. А. Столяров, Н. Д.Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
9.Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
10.Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
11.Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Электронные ресурсы
1.Виртуальные музеи и галереи мира http://www.ph4.ru/virtur
2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/
12.Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
13.Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/